В обществе часто говорят о понятии «врожденная склонность к математике» или другими словами — врожденных математических способностях, благодаря которым одни дети быстрее усваивают математику, чем другие. Мы попытались выяснить, есть ли у этого представления научное обоснование.
Единого мнения среди ученых на этот счет пока нет. Однако многие специалисты отмечают, что для развития математических навыков важнее благоприятная жизненная среда, доступ к образованию, а также собственное желание и интерес ребенка.
Вопрос о существовании так называемого математического мышления и врожденной склонности к математике обсуждается на родительских порталах и женских форумах. О генах математических способностей, передающихся по наследству, пишут СМИ (например, телеканал «Мир», РИА «Новости», «Комсомольская правда») и научно-популярные порталы.
В 2013 году психологи из Университета Питтсбурга провели исследование несимволического чувства числа (способности определять количество на глаз, без точного подсчета) у шестимесячных младенцев и их успехов в математике в три с половиной года. Младенцам показывали карточки с разным количеством предметов, и те, кто замечал различия, позже показывали лучшие результаты в простых математических задачах. Это привело к гипотезе, что склонность к математике может быть врожденной.
Американские ученые провели исследование, в котором дети пяти-восьми лет и их родители проходили математические тесты. Они заметили зависимость между результатами детей и родителей, что свидетельствует о возможности наследования математических способностей.
В 2020 году немецкие ученые подтвердили эту гипотезу частично. Они сделали МРТ 178 детям и выявили, что объем правой теменной коры головного мозга, отвечающей за математические способности, может быть связан с геном ROB01, передающимся по наследству.
Американские исследователи обнаружили корреляцию между строением мозга и легкостью обучения математике. В ходе эксперимента дети с большим объемом гиппокампа показывали лучшие результаты в математике, что свидетельствует о важности нейронных связей.
Однако не все ученые согласны с тем, что способности к математике врожденные. Например, исследование российских и зарубежных ученых показало, что чувство числа не связано с успехами в математике. Ученики специализированных гимназий, несмотря на одинаковое чувство числа, показывали лучшие результаты в математических тестах по сравнению с учениками общеобразовательных школ.
Профессор Стэнфорда Джо Боулер в своей книге «Математическое мышление» привела в пример исследование с лондонскими таксистами, у которых гиппокамп увеличился за время обучения. Это свидетельствует о том, что успехи в математике могут быть результатом интенсивного обучения, а не врожденного качества.
Исследование, проведенное в США в 2020 году, показало, что на успехи в математике влияет среда, в которой растет и учится ребенок. Ученики из благополучных семей и хороших школ показывали лучшие результаты, несмотря на их генетические задатки.
Учитель математики Константин Кноп утверждает, что воспитание играет большую роль в успехах в математике, чем гены. Трудолюбие и усидчивость гораздо важнее врожденных способностей.
Таким образом, ученые пока не пришли к единому выводу о врожденных математических способностях. Однако для развития математических навыков важнее благоприятная среда, доступ к образованию, а также собственное желание и интерес ребенка.